^наверх
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Шаблоны Joomla 3 тут

О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики

Кабардино-Балкарская Республика одной из первых в Российской Федерации (в 1991 году конституционный суд был создан в Республике Дагестан, в 1992 г. - в Башкортостане и Республике Саха (Якутии)) создала специализированный орган судебного конституционного контроля - Конституционный Суд. Создание в Республике органа, первоочередной задачей которого является обеспечение верховенства Конституции, реальное разделение властей, обоснованное и неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свидетельствовало не только о принятии принципа разделения властей, но и о последовательном его осуществлении и создании необходимых юридических гарантий последнего.

Говоря о практике Конституционного Суда по категориям дел, то наибольшее количество дел приходится на дела о соответствии Конституции Республики законов и иных нормативных правовых актов КБР и актов органов местного самоуправления (35 %), далее следуют дела по спорам о компетенции (30 %), дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (20 %), дела о толковании Конституции КБР (15 %).

В статистику не попадают большое число разъяснений данных гражданам, обратившимся в суд, а также заключений направленных в органы государственной власти, в порядке предварительного нормоконтроля данных сотрудниками Аппарата Конституционного Суда Республики.

Сотрудники Аппарата принимали участие во всех временных комиссиях, создаваемых для решения задач, связанных с нормативным обеспечением жизнедеятельности Республики.

1. Организационно-правовые основы деятельности. 

Конституционный Суд КБР, учрежден в Республике в 1992 году, с принятием 12 мая Закона «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики».

За прошедший период нормативно-правовая основа деятельности Конституционного Суда Республики претерпела определенные изменения, обусловленные как теоретическими научными разработками места и роли органа конституционного правосудия в системе органов государственной власти, так и практикой его деятельности, касающейся его компетенции, субъектов, обладающих правом обращения, количественного состава суда и ряда других позиций. Сегодня, правовой основой деятельности Конституционного Суда КБР является Конституция КБР, принятая 1 сентября 1997 года (в редакции, принятой Конституционным Собранием КБР 11 марта 2005 года, республиканских Законов от 28 июля 2001 года N 74-РЗ, от 2 июля 2003 года N 61-РЗ, от 12 июля 2005 года N 52-РЗ).

2. Субъекты обращения. 

Наш законодатель пошел по пути максимального расширения круга субъектов, обладающих правом обращаться в Конституционный Суд КБР. Это было сделано в целях облегчения доступа к правосудию всем субъектам конституционно-правовых отношений. Ведь Конституция КБР имеет прямое действие, и было бы нелогичным установление опосредованной возможности обращения к конституционному правосудию, либо вовсе ее отсутствие.

Правом обращения в Конституционный Суд КБР обладает круг субъектов, определенных ч.2 ст.122 Конституции КБР и во взаимосвязи со ст.ст.68, 72, 76, 80, 85, 89, 95, (соответственно по категориям дел) Закона КБР «О Конституционном Суде КБР»: Президент КБР, Парламент КБР, депутаты Парламента КБР, Правительство КБР, Верховный Суд КБР, Арбитражный Суд КБР, прокурор КБР, органы местного самоуправления КБР, общественные объединения в лице их республиканских органов и граждане.

3. Состав. 

Конституционный Суд КБР, учрежденный в Республике в 1992 году, с принятием 12 мая Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», был сформирован лишь 17 мая 1993 года, когда Постановлениями Верховного Совета Кабардино-Балкарии были избраны судьи.

Сегодня Конституционный Суд КБР состоит из 5 судей (тогда как по первому закону их число было 7), из которых один имеет почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», четверо - звание «Заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики», двое ученую степень доктора юридических наук. Причем, у всех судей опыт практической судебной деятельности составляет не менее 20 лет.

4. Компетенция и полномочия. 

Конституция КБР (ст.122) и Закон КБР «О Конституционном Суде КБР» (ст.3), в рамках очерченных федеральным законодателем определяет компетенцию и полномочия Конституционного Суда КБР, согласно которой Конституционный Суд КБР:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики:

законов Кабардино-Балкарской Республики, нормативных актов Президента Кабардино-Балкарской Республики, Парламента, палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Правительства Кабардино-Балкарской Республики, актов органов местного самоуправления;

не вступивших в силу международных соглашений Кабардино-Балкарской Республики и межрегиональных договоров (соглашений) Кабардино-Балкарской Республики;

2) разрешает споры о компетенции:

между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, если спор не подлежит рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации;

между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления;

по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона и иного нормативного акта Кабардино-Балкарской Республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

дает толкование Конституции Кабардино-Балкарской Республики;

дает заключение о фактах нарушения Конституции Кабардино-Балкарской Республики Парламентом Кабардино-Балкарской Республики при возбуждении процедур о роспуске Парламента Кабардино-Балкарской Республики;

выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и настоящим Законом.

Конституционный Суд Республики не имеет полномочий рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Он решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти. Эти положения имеют принципиальное значения для поддержания авторитета Конституционного Суда и доверия народа, для его роли «арбитра», а следовательно, органа имеющего право, ориентируясь исключительно на «право», решать поставленные вопросы.

5. Юридическая сила решения. 

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда Республики о признании нормативного правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Если в случае признания нормативного правового акта неконституционным и исключения его из правовой системы создается пробел в правовом регулировании, то непосредственно применяются положения Конституции Республики.

© Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики