^наверх
Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Видеорегистраторы из Китая можно купить здесь

Новости

К 25-летию Конституции России

                                                                                                                                                                                                                                    ХАБАЧИРОВ М.Л.,

                                                                                                                                                                                      Председатель Совета КБРО «Ассоциация юристов России»,

                                                                                                                                                                                              Руководитель Аппарата Конституционного Суда КБР

                                                                                                                                                                                            Заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики

 

    12 декабря 1993 г на всенародном референдуме была принята современная Конституция России – Основной закон нашего государства.

    В преддверии столь значимого события как 25-летия принятия Конституции нашего государства, хотелось бы начать с мыслей о том, что же это все-таки за документ, каковы предпосылки ее принятия и его значение для любого государства.

    Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало Основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства.

    В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания.

    Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г., стала пятой в истории Российской Федерации.[1]

    Новая Конституция в любом государстве, как правило, определяет качественно новый этап в истории страны, утверждение новых концепций и переосмысление прежних.

   В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века начался процесс глубоких изменений в политической и социально-экономической системе нашего общества, была осознана необходимость формирования подлинно федеративных отношений. Одной из форм юридического закрепления новых общественных реалий стали принятые всеми союзными республиками, входившими в состав СССР, Декларации о суверенитете, которые зачастую не только закрепляли за ними статус самостоятельных государств, но и фиксировали многие другие фундаментальные перемены. Россия, в принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, в частности, провозгласила суверенитет РСФСР на всей своей территории, построение демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР, предусмотрела необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей РСФСР, а так же право народов на самоопределение в избранных ими национально государственных и национально культурных формах.  Последовавшие затем серьезные экономические и социальные преобразования в России свидетельствовали о кардинальной перемене самой модели дальнейшего развития страны.

    Возникла необходимость подготовки такой Конституции.

   В декабре 1993 г. в России путем всенародного референдума была принята принципиально новая Конституция,  которая определила новое лицо, теперь уже современной России. Она провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством, основанным на принципах государственной целостности, распространения суверенитета России на всю ее территорию, разграничения предметов ведения и соответствующих полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, единства экономического пространства и системы органов государственной власти, равноправия субъектов Федерации. Конституция закрепила многоукладность экономики, права человека и социальные обязательства государства, утвердила разделение властей, парламентаризм, независимость судебной власти, многопартийность и идеологический плюрализм, стала надежным фундаментом правовой системы российского государства.

  Так, прежде непосредственной характеристики самого содержания Конституции России необходимо отметить ряд важнейших качественных статусных характеристик самого документа. Пожалуй, впервые, как юридически, так и фактически были закреплены (ст.ст. 4,15):

- высшая юридическая сила (императивность)

- универсализм  (общеобязательность)

- прямое действие

   Обладая высшей юридической силой в российской системе права и прямым действием на всей территории России (ст.ст. 4 и 15), тем самым, Конституция РФ поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Из этого положения следует коренной принцип формирования законодательства государства - законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, в противном случае указанные акты не подлежат применению и должны быть отменены. Последнее трудно переоценить.

   Это, на наш взгляд, является главным для судьбы права в России.

  Таким образом, Основной закон является в правовом смысле системообразующим стержнем российского законодательства, обеспечивающим единство и взаимную согласованность отраслей права, вобравшим в себя общепризнанные принципы и нормы международного права.

  Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая. Мы не будем касаться всех указанных функций, однако, на одной, на наш взгляд, важнейшей, демонстрирующей «новую Россию» все же остановимся. Так,  внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, остальной мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

    Значимым представляется структура нашей Конституции. Так,  после основ государственного строя России, идет глава о правах и свободах человека. При этом как первая так и вторая глава имеет свой механизм конституционной защиты, что придает им особую значимость как в самом документе, так и для государства в целом. Это говорит о том, что  перечисленные в Конституции права являются ценнейшим императивом для государства Российского.

   Прошедшие годы стали временем совершенствования законодательного регулирования общественных отношений, становления новых государственно-правовых институтов, необходимых для утверждения государства в мировом масштабе. Укрепление конституционной законности выступает стержневым направлением функционирования всего государственного механизма.

   Так, в Конституции в Конституции впервые в истории права России был закреплен принцип разделения властей (ст.10). Именно этот принцип является лакмусовой бумажкой современной теории распознавания современного правого государства. Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды (ст.11). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

   Вот, пожалуй, одни из основных отличительных особенностей нашего Основного закона и его непреходящее значение.

   С немалым скрипом, но этот документ действует. Отсюда также целая гамма проблем: как соответствует Конституция реальным общественным отношениям, в чем трудности применения норм Конституции, какую перспективу она имеет и т.д. Необходимо четко понимать, что для  детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но часть из которых пока все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия. 

  Говоря о характеристиках и содержании действующей Конституции РФ нельзя не отметить ряд положений, на которые мало обращают внимания, но которые являются наиболее значимымы нормам, определяющими перспективы поступательного развития нашего общества.

   Некоторым это покажется не очень и важным, но, на наш взгляд, одним из главных составляющих Конституции является необходимость осознания нашим общества такого положения что мы все – россияне являемся единым народом и только такое как практическое так и юридическое (реализованное в правовых нормах) осознание будет являться необходимым компонентом построение действительного государства. 

    В этой связи, непреходящая историческая роль этой Конституции заключается в том, что в ней впервые были сформулированы такие идеи, которые развивают и закрепляют такие понятия как: кто мы народ России? Как мы, как народ и как государство позиционируем себя в мировом сообществе? Какие цели ставим перед собой? Каким образом собираемся добиваться провозглашенных целей?

   На часть из этих основных вопросов можно найти ответ в преамбуле Конституции, где содержатся три частично совпадающие группы элементов.

  Во-первых, это указание на народ, осознающий себя частью мирового сообщества, своей коллективной волей, принимающий Конституцию, который многонационален, соединен общей судьбой на своей земле, проникнут чувством ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

  Таким образом, мы - тогда население впервые заявили о себе как о «едином народе». И это «чувство» необходимо сохранять и развивать. Но именно на него и обращают меньше всего внимания наши чиновники и правоприменители.  Этот факт имеет колоссальную концептуально-идеологическую нагрузку. Преамбула содержит идею приоритета прав и свобод человека. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнута направленность усилий народа на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам мирового сообщества.

    Наличие такого емкого содержания при небольшом тексте - удача составителей Конституции.

   Другая проблема, это проблема реализации Конституции, умение отстаивать на ее основе свои права. И решение этой проблемы в наибольшей степени связано с судебной властью. Именно Суд охраняет и, более того, как бы «оживляет» Конституцию. Безусловно, на первом месте здесь стоит Конституционный Суд. Сегодня наша Конституция – это не только принятый 12.12.2013 г. текст Основного закона, но и «обволакивающие» его решения Конституционного Суда, которые толкуют, «оживляют»  Конституцию. В этой связи, следует согласиться со словами, судьи Конституционного Суда РФ Н.Бондаря, что образование Конституционного Суда стало решающим шагом к утверждению в нашей стране идей «живой» Конституции, формирования качественно нового состояния конституционализма, которое можно определить как «живой» (или судебный) конституционализм.

   Уважаемые друзья,  в завершении, хотелось бы выразить довольно распространенную мысль - идеальных юридических документов не существует, но, то положительное, что дала нам Конституция России 1993 года стоит того, чтобы она считалась документом, внесшим неоценимый вклад в развитие государственности России. Она является правовым и моральным камертоном. Впервые, и суды, и граждане, и органы власти стали измерять свои действия, решения, поступки единым мерилом - Конституцией. Впервые, нормы Конституцию имеют прямое действие и применяются непосредственно. Эти нормы не нуждаются в иных нормах для их реализации. Конституция приучает нас еще к одному правилу: незнание закона освобождает и от права; тот, кто не знает о своих правах, тот на них не настаивает.

   Предвосхищая возможный скептицизм, скажу нельзя обвинять Конституцию в том, что не удалось реализовать значительную часть ее положений – необходимо понять, что Конституция это программа, свод правил, национальная идея, призванная объединять общества. Это продукт компромисса, в ней всегда что-то кого-то не устраивает, так как в нее заложены интересы не тех или иных политических сил, а общие правила для всех.

   В ближайшие годы для России гораздо актуальней проблема неукоснительного соблюдения Конституции, духа и буквы каждого ее положения. Это стратегическая задача, которая должна решаться всегда независимо от того кто находится у власти и независимо даже от текста самой Конституции.

    Я сердечно поздравляю всех с этим Днем! Желаю  всего самого наилучшего! Мира, Добра и Процветания нашей Республике! Благоденствия нашему Отечеству! 


[1] До нынешней  были: - первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р; - следующая Конституция РСФСР 1925 года утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года); - Конституция РСФСР 1937 года была принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года). Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику; - Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года введена в действие  с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года; - и наконец, действующая Конституция РФ 1993 года была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования.

 

© Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики